СОХРАННОСТЬ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ – ПРИОРИТЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

В современных условиях, когда Вооруженные Силы Республики Казахстан оснащены коллективными видами оружия и военной техники, сложными боевыми комплексами, поддержание которых в постоянной боевой готовности зависит от условий их эксплуатации и умелых действий личного состава, исключительное значение приобретают вопросы сохранности вооружения и военной техники.

Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы Нурсултан Назарбаев отметил «…благоразумная держава полагается не только на обещания других государств, но и на мощь своей страны. Поэтому первостепенное внимание, несомненно, будет уделяться строительству и модернизации наших Вооруженных Сил, повышению уровня их профессиональной подготовки и боеготовности, оснащению современными средствами вооружения…»

К сожалению, последние годы отмечены многочисленными нарушениями законности в сфере сохранности оружия и боеприпасов, в том числе нарушениями правил обращения с ними, а также защиты личного состава и населения от вредного воздействия техногенных факторов эксплуатации вооружений.

В этой связи, роль прокурорского надзора за соблюдением указанного законодательства существенно возросла.

Яркими примерами служат взрыв арсенала в г. Арысь и ранение военнослужащих при подрывах боеприпасов на территории полигона.

Эти трагические события в г. Арысь обнажили ряд проблемных вопросов в сфере сохранности оружия и боеприпасов.

Одной из основных проблем является выделение земельных участков вблизи арсенала с боеприпасами.

Так, в соответствии с Правилами установления запретных зон при арсеналах, базах и складах (утв. приказом МО РК от 27.03.2015 года № 155, далее – Правила), вокруг объектов хранения боеприпасов устанавливаются запретный район в 3 километра, где запрещены стрельбы из всех видов огнестрельного оружия, использование пиротехнических устройств, размещение тиров, стрельбищ и стендов, а также запретная зона в 400 метров, в которой запрещено нахождение людей и любое строительство.

Между тем, в ходе проверки в воинской части 44859, где произошли взрывы боеприпасов, установлено грубое нарушение указанных Правил. По актам надзора принимаются меры по их устранению, в Правила вносятся соответствующие изменения и дополнения относительно увеличения запретных зон и районов, в том числе по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.

По этим и другим фактам возбуждено ряд уголовных дел, к уголовной ответственности привлекаются должностные лица воинской части и Министерства обороны.

Аналогичные проблемы установлены в г. Шымкент, где вблизи складов с авиационными боеприпасами воинской части 55652 располагаются жилые и иные объекты.

В частности, на территории воинской части 55652 находится боевая авиационная техника и склады с авиационными боеприпасами, при этом, на расстоянии 20 метров от склада с боеприпасами расположены жилой массив, детский сад, проходят газовые коммуникации, линии  электропередачи, автомобильная дорога.

По этим проблемным вопросам военной прокуратурой Шымкентского гарнизона информированы государственные и уполномоченные органы, а также вышестоящее командование, для принятия соответствующих мер.

В настоящее время Министерством обороны как один из вариантов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан по согласованию с местными исполнительными органами рассматривается вопрос о переносе склада с боеприпасами на более отдаленный участок.

На сегодняшний день, в целях безопасности населенных пунктов, со склада воинской части 55652 вывезено 80% авиационных и иных боеприпасов в другие склады воинских частей.

Кроме того, в целях надлежащего выполнения этих мероприятий 18 октября 2019 года военной прокуратурой Шымкентского гарнизона проведено Межведомственное совещание органов уголовного преследования с участием представителей военных ведомств и местных исполнительных органов, по результатам даны конкретные рекомендации с учетом специфики выполнения задач и функции каждого органа.

Таким образом, надзорными мерами принимаются действенные меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, а также надлежащих условий хранения вооружения и военной техники в Шымкентском и Арысском гарнизонах.

В целом, по инициативе органов военной прокуратуры в войсках налажен компьютеризированный пономерной, бухгалтерский и электронный учеты всего стрелкового вооружения и гранат.

Между тем, до сих пор имеется множество проблемных вопросов (финансирование, регистрация прав на земельные участки, охрана окружающей среды), решение которых возможно лишь при комплексном применении необходимых мер и слаженных совместных усилиях правоохранительных органов и командования на всех уровнях.

Это даст возможность проводить действительно эффективную работу по сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, надлежащее хранение которых – есть залог постоянной боеспособности и боеготовности нашей армии и, как следствие, залог нашей с вами безопасности.

  

Заместитель военного прокурора

Шымкентского гарнизона

подполковник юстиции Е. Шалбаев

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *