ЗАКОННОСТЬ ПРАВОВЫХ АКТОВ — ПРИОРИТЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА  

Одной из основных задач органов военной прокуратуры является обеспечение законности в деятельности военных ведомств в вопросах поддержания боеготовности и боеспособности армии.

В этом направлении наиболее актуальной сферой являются вопросы законности издания командирами воинских частей правовых актов.

Согласно статье 7 Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих» военнослужащий обязан: соблюдать Конституцию и другие нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также соблюдать требования общевоинских уставов.

Статьей 5 Закона командирам (начальникам) воинских частей и учреждений запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей воинской службы или направленные на нарушение законодательства Республики Казахстан.

К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать факт, что в рядах армии продолжают иметь место отдельные случаи издания незаконных правовых актов, что в свою очередь подрывает авторитет Вооруженных сил Республики Казахстан.

В этой связи, роль прокурорского надзора за соблюдением указанного законодательства существенно возросла.

Надзорными мерами удалось добиться реальных результатов по вопросам законности издания правовых актов, в том числе соблюдения конституционных прав военнослужащих.

К примеру, в прошлом году в воинской части установлен факт незаконного увольнения военнослужащего по состоянию здоровья в период проведения в отношении него досудебного расследования.

Так, 22 декабря 2018 года в отношении командира воинской части полковника С… возбуждено уголовное дело по факту получения взятки.

Приказом Министра обороны он освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение командующего войсками регионального командования (в связи с вынесением постановления о квалификации деяния подозреваемого).

Приговором военного суда Шымкентского гарнизона С… признан виновным и ему назначено наказание в виде штрафа с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе. Указанный судебный акт вступил в законную силу.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 5 статьи 21 Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее — Закон) военнослужащий проходит воинскую службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира в связи с вынесением в отношении военнослужащего постановления о квалификации деяния подозреваемого — до вынесения окончательного решения по уголовному делу.

Согласно пункту 64 Правил прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (утв. Указ Президента РК № 124 от 25.05.2006 г., далее — Правила), зачисление военнослужащего в распоряжение командира допускается в случаях и на сроки, которые определены пунктом 5 статьи 21 Закона.

Пунктом 157 Правил следует, что при наличии у военнослужащего, проходящего воинскую службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с воинской службы, он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 11), 12), 13), 14) пункта 1 статьи 26 Закона (в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда за совершение преступления).

Однако, вопреки данным требованиям, приказом командующего войсками регионального командования С… за 6 дней до вынесения приговора суда был уволен с воинской службы по состоянию здоровья (пп.4) п. 1 ст. 26 Закона).

В данном случае, решение о его увольнении должно было быть принято после вынесения приговора на основании подпункта 13) пункта 1 статьи 26 Закона, т.е. по отрицательным мотивам.

Таким образом, незаконные действия должностных лиц регионального командования позволили С… избежать предусмотренных законом последствий для осужденных лиц, создав возможность получения «чистого» послужного списка и автобиографии, а также всех льгот и компенсаций.

Изложенные нарушения законности свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей должностными лицами регионального командования, отсутствии личного контроля со стороны руководства при подписании приказов.

По данному факту, военной прокуратурой Шымкентского гарнизона внесен акт надзора в Министерство обороны, по нему виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности и приказ об увольнении с воинской службы по состоянию здоровья С… отменен как изданный с нарушением действующего законодательства.

Вместе с тем, приведенный вышеуказанный факт незаконного издания приказа, является неоспоримым доводом о необходимости усиления деятельности прокуратуры в данной сфере надзора, и соответственно, военная прокуратура Шымкентского гарнизона продолжает систематическую и последовательную реализацию защиты прав военнослужащих и служащих Вооруженных Сил, основываясь на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина, одновременно обеспечивая гармоничное сочетание данного принципа с интересами государства.

 

Заместитель военного прокурора

Шымкентского гарнизона

подполковник юстиции Е. Шалбаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *