20 мая 2015 года Первым Президентом Казахстан – Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым определены 100 конкретных шагов.
Одной из пяти проводимых реформ определено обеспечение верховенства закона.
А именно:
— 16-м шагом указано оптимизировать инстанции судебной системы, переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).
Так, в соответствии с Законом от 31 октября 2015 года №378-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия» в судебном системе исключена надзорная инстанция.
В настоящее время, пересмотр судебных актов производится в апелляционном и кассационном порядке.
20-й шагом определено внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов.
В связи с внесенными изменениями в Уголовно-процессуальный, гражданский процессуальный и кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, ход судебного разбирательства в обязательном порядке фиксируется аудио-видеосистемами. Данное обстоятельство позволяет обеспечить объективность и прозрачность судебного процесса, и исключает какие-либо манипуляции с протоколом судебного заседания.
Под 22-м шагом указано обеспечить баланс между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.
В настоящее время, такие следственные действия как санкционирование содержания лица под стражей либо под домашним арестом и продления их сроков, временного отстранения от должности, запрета на приближение, экстрадиционного ареста, проведения негласных следственных действий и продления сроков их проведения, применения меры пресечения в виде залога, наложения ареста на имущество, принудительное помещение лица в медицинскую организацию для производства судебно-психиатрической и (или) судебно-медицинской экспертиз, эксгумации трупа, объявления международного розыска подозреваемого, обвиняемого; проведение осмотра жилых посещений, обыска и выемки, личного обыска, принудительного освидетельствования и получения образцов являются исключительными полномочьями следственного судьи (статья 55 УПК).
Помимо этого, следственный судья также наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора; решает вопросы о реализации вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче или длительное хранение которых до разрешения уголовного дела по существу требует значительных материальных затрат; депонирует показания потерпевшего и свидетеля; налагает денежное взыскание на лиц, не выполняющих или выполняющих ненадлежаще процессуальные обязанности в досудебном производстве; вопросов о взыскании процессуальных издержек по уголовному делу по представлению прокурора; по мотивированному ходатайству адвоката, рассматривает вопрос об истребовании и приобщении к уголовному делу любых сведений, документов, предметов, назначению экспертизы либо производстве органом уголовного преследования иных следственных действий, а также о принудительном приводе в орган, ведущий уголовный процесс, ранее опрошенного им свидетеля, обеспечение явки которого для дачи показаний затруднительно.
26-м шагом предусмотрено сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса.
Таким образом, согласно Закона от 11 июля 2017 года № 91-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан» участие прокурора в гражданском судопроизводстве обязательно по делам, затрагивающим интересы государства, когда требуется защита общественных интересов или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать, а также когда необходимость участия прокурора признана судом.
В настоящее время, не останавливаясь на достигнутом, органами прокуратуры постоянно анализируется правоприменительная практика, результаты которой обсуждаются на коллегиях для внесения тех или иных изменении в действующее законодательство для его совершенствования.
Старший прокурор военной прокуратуры
Шымкентского гарнизона
майор юстиции С. Абдрахманов